Если вы хотите, чтобы ваше обучение превратилось в преподавание и стало по определению эффективным, то необходимо, чтобы в нем произошли 4 типа фундаментальных изменений.
Сдвиг от стремления изменить учеников к фокусу на изменение учителя
Мы так устроены, что чаще всего во всех неудачах и промахах виним других людей. Пытаемся их изменить, внушаем им разные сложные вещи. А есть ли какой-то результат после такого «обучения»? Обычно нет. Почему? Да просто другой человек тоже встает в позицию» Я хороший, он — плохой». Переходит или в нападение или начинает защищаться.
Если вы хотите научиться владеть любой ситуацией во время обучения, то запомните правило:
Не пытаемся изменить ученика, меняемся сами.
Так вам будет легче наладить контакт и добиться результатов. Ученик уже не будет смотреть на вас как на злого хищника. Он поймет, что вы на равных и хотите ему помочь.
Задайте себе вопрос: что мне сделать, чтобы он стал лучше учиться/ делал домашние задания/ участвовал в работе? Напишите несколько вариантов ответа. А затем постарайтесь найти способ для их воплощения в жизнь.
Сдвиг от фокуса на преподавание к фокусу на обучение
Многие преподаватели совершают страшную ошибку- они стараются именно дать как можно больше материала просто рассказывая его в течении урока. Никто не способен слушать внимательно долгое время. Обязательно придет на ум какая-нибудь мысль, вы вспомните о чем-либо или вас просто кто-то отвлечет. Да, учителя стараются приковать внимание учеников. Для этого стремятся поддерживать строгую дисциплину. Но от этого дети не станут внимательнее слушать, и, уж тем более, не запомнят новый материал.
Мы лучше усваиваем информацию тогда, когда активно участвуем в процессе обучения. Для этого нужно создать в классе или группе необходимые условия. Например, в начале занятия преподаватель кратко дает новый материал, а затем предлагает поработать ученикам самостоятельно. Это могут быть задания для группы учащихся или работа в парах.
Когда нужно приложить усилия для получения знаний, они усваиваются лучше. Не зря умные китайцы придумали поговорку:
-Я слышу и забываю, вижу и запоминаю, делаю и понимаю.
Перестаньте просто начитывать материал. Пусть ученики активно участвуют в процессе обучения.
Сдвиг от опросов отдельных учеников к 100 процентному участию всех
Помните, как проходят стандартные занятия? Педагог рассказывает что-то, а потом начинает спрашивать учащихся. Желающие ответить могут поднять руку, но обычно учитель сам вызывает кого-то отвечать. Что испытывают ученики при этом, какие у них чувства? Думаете желание высказаться, поделиться своим мнением? Нет.
Большинство из них с облегчением вздохнет, когда услышат из уст учителя фамилию другого ученика и продолжат заниматься своими делами. Это совсем не способствует обучению и усвоению новых знаний. Занятия могут и должны быть построены иначе. Вот один из вариантов.
Разбейте учащихся на небольшие группы. Задайте вопрос. Пусть они сначала обсудят его, поразмышляют, а затем представитель группы даст ответ. При этом другие участники тоже могут участвовать в обсуждении: дополнять, помогать обосновывать их выбор и т.д.
Видите разницу? Все ученики участвуют в процессе. Они обсуждают, учатся работать в группе, высказывают свое мнение. Да, в силу характера, будут и такие участники, которые чаще станут сидеть и слушать других. Но это тоже хорошо. Как показывает практика, со временем и они подключаются к работе команды.
Только через активное участие в учебном процессе можно получить фундаментальные знания. Долой скучные занятия, пора менять подход к обучению!
Сдвиг от обучения «под одну гребенку» к дифференцированному подходу
Последний сдвиг в обучении вытекает из того, что без учета условий, особенностей характера обучающихся, их способностей и возможностей нельзя организовать полноценный учебный процесс.
Только при условии, что вы будете подходить к каждому вопросу индивидуально, будете искать необычные способы проведения занятий, использовать нетрадиционные методы обучения, вы сможете вызвать искренний интерес и тягу к знаниям.
Как видите, традиционные методы обучения сдают свои позиции. Пришла пора сменить их на современные и более продуктивные. Не пытайтесь изменить других людей, меняйтесь сами и меняйте свое отношение к ситуации. Обязательно пользуйтесь принципами неформального образования. Вы сами заметите, что занятия станут интереснее, процесс обучения проще, а качество знаний учащихся повысится. Не этого ли желает каждый педагог?