Процесс чтения представляет собой автономный вид речевой деятельности. Он неразрывно связан с восприятием и понимаем информации. В чтении выделяются несколько структур:
- мотив;
- цель;
- условия;
- результат.
Мотив представляет собой коммуникацию, осуществляемую благодаря использованию печатного слова. Под целью имеется ввиду возможность получить ответы на заинтересовавшие вопросы читателя.
Условия чтения – это возможность овладеть графической системой языка. Говоря о результате процесса, акцентируют внимание на понимании смысла прочитанного и умением извлечь важную информацию, расположенную на разных глубинах восприятия.
Виды чтения
Чтение может протекать на различных уровнях. В зависимости от цели процесса различают такие его виды, как:
- Ознакомительное.
Ознакомительное чтение – чтение «для себя». Этот процесс не несет в себе определенной установки на использование полученных в ходе чтения данных в будущем.
Объект внимания читателя – весь текст. Задача заключается в том, чтобы выяснить, какие конкретно вопросы раскрываются в тексте и являются ли они значимыми. Как результат – читатель должен научиться отличать важную информацию от второстепенной и уметь ее быстро пропускать через себя.
- Изучающее.
Под изучающим чтением подразумевается точное понимание прочитанной информации и ее анализ. Под объектом изучения понимается сама непосредственно информация в тексте, а не языковой материал. У читателя должна сформироваться привычка легко преодолевать трудности, связанные с пониманием смысла прочитанного.
- Просмотровое.
За счет просмотрового чтения можно легко получить общее представление о том или ином материале. Степень детализация представления зависит исключительно от самого читателя. Возможно, что ему будет достаточно определить всего лишь тему тексту, для того чтобы иметь представление, о чем идет речь.
Такой тип чтения практически всегда используется на начальном этапе ознакомления с текстом. Просмотр дает возможность определить, есть ли в нем интересная информация, которая смогла бы заинтересовать потенциального читателя в дальнейшем. При этом читающий должен обладать довольно значительным объемом языкового материала.
- Поисковое.
Для поискового чтения характерна одноименная цель – поиск нужной информации. Читателю должно быть заранее известно, что в тексте, с которым он на текущий момент работает, искомые данные имеются.
Объект поиска – определенная часть текста – подвергается внимательному чтению с последующим изучением. Все остальное лишь бегло просматривается. Однако цель общего просмотра не совпадает с целью поискового чтения. Задача читателя не изучить текст, а лишь убедиться в том, что в нем не присутствует интересующая его информация.
Как правило, таким способом наиболее часто пользуются в случае возникновения необходимости быстро найти слово в словаре или отыскать важные сведения в справочнике или в учебнике.
Если Вас заинтересовала тема скорочтения, предлагаю познакомиться с ней подробнее.
Электронная книга «Основы и практика скорочтения»