Часто родители сетуют на огромное количество информации, получаемую их детьми в школе. Они уверены, что их ребенок физически не сумеет выполнить задание «на дом», состоящее из:
- трёх правил английского языка;
- пересказа по литературе;
- доказательства теоремы по геометрии.
Но возможности памяти человека практически безграничны — так говорят ученые.
Всем известно, память в учебе важна не менее, дисциплинированности и усидчивости. А профессора, изучающие возможности интеллекта человека, убеждены, что мы используем память лишь на десятую часть. И эта часть позволяет нам воспроизводить и хранить очень большое количество информации. К тому же память ребёнка более гибкая – все знают, что стихи в детстве учатся проще и быстрее, чем в 35 лет, а уж о начальном обучении языкам сказано и написано немало. Но не стоит все списывать на природу. Родители должны помочь ребенку улучшать и развить его память, выполняя с ним ряд несложных упражнений. Вот несколько приемов, к которым могут обратиться родители.
1. Фотографическая память.
Человек быстрее запоминает то, но что обращено всё его внимание. В этой игре ребенок учится концентрироваться на разных предметах. Разложите вещи на столе: ручки, карандаши, игрушки, открытки. Предложите ребенку очень внимательно рассмотреть их, запоминая, что где лежит — как бы сделать фотографию взглядом. После этого пусть он с закрытыми глазами вспомнит, сколько предметов лежало на столе, их цвет, форму, размер и расположение.
2. Повторение.
Знаете, как правильно повторять? Чтобы быстро запомнить материал. Нужно следовать по этой схеме:
- прочитать 2 -3 раза вслух;
- воспроизвести в памяти сразу, как только прочитали;
- повторить через 10 — 20 минут;
- потом повторить через 8 — 10 часов;
- и затем, повторить на следующий день, лучше на ночь.
Суть в том, что память бывает долговременной и кратковременной. Сначала работает кратковременная память. Каждый из нас сможет повторить последние слова собеседника сразу, после ее произнесения, а через несколько минут мы расскажем лишь общий смысл. Кратковременная память содержит небольшой объем. После многократного повторения информация переносится в долговременную память, где храниться намного дольше — при условии, что запомненные данные используются.
3. Рисуем Цицерона.
Оратор Цицерон при создании своих речей использовал метод визуализации памяти: каждый отрывок речи он учил в разных местах, а затем, выступая на в Сенате, мысленно проходил свой путь. Попробуйте прочитать стихотворение ребенку, привязывая каждую новую строчку к вещам в его комнате. Сенсорная память, является для кратковременной памяти основой. Поэтому сигналы запоминания срабатывают быстрее.
4. Больше зевайте!
Почему зевание? Потому что происходит дополнительный приток кислорода. Улучшается способность сосредоточиться. Хотите увеличить эффект? Во время зевания помассируйте челюсть снизу — этим вы разбудите многочисленные нервы, которые идут напрямую к мозгу.
5. Нюхайте!
Совет от ароматерапевтов. Лимонное, розмариновое и мятное масла прекрасно стимулируют память.
6. Улыбайтесь!
Хорошее настроение часто помогает развитию памяти. Если ребёнок чем-то обеспокоен, он будет плохо запоминать. Научите его простым способам расслабления — глубокие выдохи и вдохи концентрируют внимание и успокаивают.
Не позволяйте ребенку думать, что все очень сложно и выучить не получится. Главное — тренируйте память. А вместе все делается веселее. Да и родителям будет не лишним — для их «взрослой» памяти!