Память ребенка кардинально отличается от памяти взрослого человека. Родители должны постоянно принимать во внимание, что ребенок живет больше в мире эмоций, чем среди упорядоченности логики. По поводу любой ситуации ребенок скорее запомнит гамму своих чувств и эмоций, которые он пережил, чем набор фактов о событии.
Можно привести множество подтверждающих это примеров. Например, маленького Сашу родители взяли с собой на дачу. На даче его отец пошел на рыбалку на ближайшей речке, а Саша занимался строительством своего «домика»: воодушевленный идеей, он собирал и приносил вещи, служившие ему материалами для строительства – множество палок, досок, разную траву. Но потом произошло неожиданное: вернувшийся с рыбалки папа не заметив «домика» внимания его сломал и заставил Сашу собирать то, что посчитал мусором. Может быть этот «домик» мальчик соорудил не в том месте, а может быть — Саша просто сделал что-то не так, не вовремя или не в подходящем месте, однако память ребенка навсегда сохранила обиду и горечь, наполнившие его из-за такого отношения отца. Это вполне могло отбить у него всякое желание в дальнейшем хоть что-то строить или создавать. По крайней мере — сейчас, по прошествии многих лет, в своей взрослой жизни он замечает, что все, что хоть как-то связано со строительством, вызывает у него внутреннее отторжение и негатив…
В целом более важным для ребенка является то, приятным или неприятным будут для ребенка какие-то эмоции или ощущения от того, что он делает, чем какие-то планы, детали или другие логичные мотивы. Какой бы ни сложилась ситуация, родители должны относиться к малышу уважительно, проявлять доброжелательность и оказывать ему свою заботу. И категорически не нужно сосредотачивать его внимание на том, как много родители для него делают или чего им это, стоило!
Важно также помнить и о том факте, что в жизни ребенка весьма важную роль играют и его учителя. Память ребенка навсегда сохраняет школьные годы, которым отводится в ней очень большое место. Процесс обучения не принесет малышу никакой радости, и любая наука будет вызывать в нем скуку и протест, если учителя вызывают у него негативное отношение. В том случае, если не удается как-то изменить такой настрой, он навсегда будет запечатлен в его сознании и будет храниться в нем в течение всей оставшейся жизни.
Ярким примером может служить моя дочь, которую я записала в кружок информатики. Ее желание научиться управляться с компьютером было большим и ярким, а научить ее этому самостоятельно у меня не было возможности. Ведущая кружок учительница полностью игнорировала все то, что способно заинтересовать детей в компьютерах, нагружала их огромным количеством информации, которая детям была совершенно не интересна. Большинство ребятишек очень быстро от энтузиазма и любопытства перешли в состояние дикой скуки, интерес угас и они ушли из этого кружка. Чтобы все-таки научить ребенка тому, что его интересовало, потребовалось придумывать какие-то другие возможности, и разжечь интерес дочери стало при этом на порядок сложнее.
Поэтому, уважаемые родители, запомните: память ребенка практически мгновенно впитывает из ситуации весь спектр своих чувств и эмоций, а фактическая сторона для них вторична. Из своего детства малыш должен вынести по возможности максимальное количество воспоминаний именно приятных и теплых. Такие воспоминания станут для него тем фундаментом, на котором он построит все свои навыки и умения.