Вам нужно знать, что несоблюдение элементарных законов памяти существенно усложняет процесс запоминания. Давайте прямо сейчас познакомимся с ними.
Сразу хочу вас предупредить, что это не какая-то скучная теория, а основа хорошего запоминания. Поэтому отнеситесь к этому вопросу очень серьезно.
Закон ярких впечатлений
То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается само по себе, без особых усилий со стороны человека.
На действии этого закона основаны рекламные ролики, музыкальные клипы, уличная реклама. Чем ярче и необычнее подана информация, тем больше вероятности, что она останется у людей в памяти.
Перед запоминанием постарайтесь обработать информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной. Именно в этом случае Ваш мозг освоит ее.
Закон значимости информации
Давайте попробуем разделить информацию на несколько групп в соответствии с ее значимостью.
- Первая группа – информация, которая связана с непосредственным выживанием человека в тех или иных условиях. То есть то, что связано с удовлетворением наших жизненных потребностей, необходимых для жизни. Сюда же относятся различные правила жизни в социальной среде. Эта информация не забывается никогда.
- Вторая группа – информация, связанная с вашей личностью. То, что имеет отношение к увлечениям, профессии, жизненным ценностям, эмоциям, чувствам, личностному росту, успеху. Она тоже запоминается хорошо. Вы непроизвольно обращаете на нее свое повышенное внимание, в результате она запоминается очень легко.
- Третий вид – общеобразовательная информация, или информация для расширения кругозора. Это то, чему учат в школе. Она считается для человека наименее важной. Без этой информации вы можете спокойно обходиться и хорошо выполнять свои профессиональные обязанности.
Правда, если информация, связанная с учебой, попадает в круг ваших интересов или может как-то использоваться вами для профессионального роста, то она запоминается легко и быстро.
Закон интереса
Все, что вызывает у вас интерес, запоминается легко. Поэтому нужно искать для себя разные пути возбуждения интереса к информации, которую Вам нужно запомнить.
Например, перед запоминанием подумайте, какую положительную роль сможет сыграть данная информация в вашей жизни.
Закон мотивации
Если у вас есть сильная мотивация, то усвоение любого материала происходит без всяких проблем.
Например, вам предложили хорошую работу за границей при условии, что вы выучите иностранный язык за определенный срок. Безусловно, обучение будет происходить значительно успешнее, чем в том случае, если бы вам такой работы не предлагали.
Для того, чтобы искусственно «замотивировать» себя, нужно доказать себе, что эта информация вам обязательно пригодится в будущем.
Закон деятельности
Чем больше информация включена в деятельность, тем быстрее и прочнее она запоминается.
С одной стороны, если знания включаются в какую-то деятельность, то они значительно быстрее усваиваются. С другой стороны, мы хорошо помним те знания, которые используем в своей деятельности, и забываем то, что не используем.
Тут опять же можно привести пример с иностранным языком. Если мы им пользуемся, то помним, не пользуемся – забываем.
Для того чтобы запомнить информацию, нужно произвести над ней какое-то действие – посчитать, сопоставить, подчеркнуть, выделить, поменять местами и т.д. То есть поработать с информацией.
Закон понимания и осмысления
Чем глубже осмысление и понимание материала, тем быстрее и прочнее он усвоится. Поэтому надо понять запоминаемую информацию. Согласитесь, сложно выучить материал, который кажется вам абракадаброй.
Закон настроек и установок
На запоминание, как и на любой другой вид деятельности, надо настраиваться, к нему надо подготовиться. Здесь выделяют несколько моментов.
- Настройка на предполагаемое время хранения. Приступая к запоминанию, мы должны своей памяти дать установку, как долго мы хотим помнить данный материал: день, неделю, год, вечно. Если мы определяемся со сроком хранения, то мозг сразу понимает, в какую ячейку данную информацию следует «загрузить».
- Настройка на сложность материала. Для усвоения сложного материала требуется большая концентрация внимания, освобождение от посторонних мыслей, хорошее самочувствие. К запоминанию сложного материала надо подготовиться. Для начала следует бегло просмотреть материал и оценить фронт работ.
- Настройка на содержание материала. Предварительный просмотр стоит использовать и для этой цели. Зная, о чем пойдет речь, мозг будет более рационально усваивать материал.
- Настройка на условия, в которых будет происходить воспроизведение. Если Вам нужно будет отвечать материал на экзамене, представьте себе, что Вы это и делаете. И во всех подробностях.
Закон предшествующих знаний
Здесь все просто: чем больше у человека знаний по определенной теме, тем лучше и быстрее запоминается вся новая информация по ней.
Поэтому, узнав тему материала, который предстоит запоминать, постарайтесь активизировать все знания, которые по ней у Вас уже имеются. Попытаться проанализировать и систематизировать их.
В более широком смысле этот закон трактуется так: чем больше информации хранится у человека в памяти, тем легче дается каждое новое запоминание.
Закон взаимовлияния следов памяти или тормоза для памяти
Если сразу после запоминания какой-либо информации Вы приступите к запоминанию другой, то «второе» запоминание негативно отразится на «первом».
Для того, чтобы не заблокировать процессы запоминания, нужно постараться организовать работу таким образом, чтобы запоминания не шли друг за другом (были отделены во времени). Лучше каждые 30-40 минут делать в занятиях короткий перерыв (3-10 минут). За это время информация «уляжется». Кроме того, во время перерыва нужно исключить поступление любой информации в мозг (даже той, которая не связана с запоминанием).
Ну вот, теперь вы знаете все основные законы памяти. Можете смело их использовать в своей повседневной жизни. Они раскрывают главные секреты работы нашего мозга. Зная о таких особенностях, чтение, понимание, усвоение информации становится легче, а продуктивность повышается.
Если Вас заинтересовала тема развития памяти, предлагаю познакомиться с ней подробнее.
Электронная книга «Краткий курс по развитию памяти»