Процесс рационального запоминания информации напрямую связан с мышлением. Рациональное запоминание в корне отличается от мнемонического запоминания и механического заучивания. Таким запоминанием можно пользоваться при изучении учебного материала, когда необходимо запомнить большой объём информации, а вот для запоминания номера телефона, например, этот способ вряд ли подойдёт. Суть метода рационального запоминания любой информации заключается в:
- обязательном понимании запоминаемого;
- выделении основного и второстепенного;
- логическом и причинно-следственном запоминании материала;
- постоянном воспроизведении запомненного.
Это основной метод рационального запоминания. Что бы запомнить, к примеру, содержание романа в стихах «Евгений Онегин» нужно сначала прочитать его, понять, о чём идёт речь. Затем разделить все события романа на основные и второстепенные — к примеру, основными моментами станут — приезд Онегина в деревню, бал у Лариных, письмо Татьяны к Онегину, дуэль Ленского и Онегина. А вот пробуждение Онегина, Разговор Ольги с матерью, описания природы — станут второстепенными деталями. Логическое запоминание будет заключаться в том, чтобы создать в уме цепочку событий романа, воспроизвести в последовательности всё то, что описал Александр Сергеевич Пушкин. А воспроизведением будет вольный (не в стихах) пересказ поэмы — сначала себе самому, затем при аудитории слушателей.
Есть ещё один интересный метод рационального запоминания любой информации — через воспроизведение, этим методом очень часто пользуются музыканты для запоминания партитур. Метод заключается в следующем:
- внимательное изучение запоминаемого материала;
- воспроизведение отрывков общего изучаемого материала;
- собирание отрывков в едино целое.
Так, оперный певец может запомнить сложную арию. Он сначала слушает всю арию целиком, затем смотрит на нотный стан — читает партитуру и делит её на логические отрывки. Далее суть метода заключается в повторении всех отрывков в порядке очерёдности. То есть, каждый отрывок певец пытается повторить неоднократно. Затем ему предстоит с помощью задействования зрительной и слуховой памяти соединить эти отрывки и воспроизвести их полностью.
Этот способ рационального запоминания хорош для объёмной графической информации — партитуры, стихи, спитчи. Для запоминания комбинированной информации, содержащей числовые показатели и формулы, пригодится другой метод.
Метод рационального запоминания любой информации Натальи Бехтеревой заключает в себя в первую очередь чередования умственной и физической нагрузки. Так, известный нейрофизиолог советует уделить прочтению и изучению текста двадцать минут, затем час посвятить физическому труду или спорту, а затем снова вернуться к запоминанию информации. Таким образом за один вечер можно выучить до пяти параграфов из учебника по физике или математическому анализу. Здесь самое главное правильно распланировать учебное время и не давать чрезмерной умственной нагрузки. Физическая нагрузка способна нивелировать умственную и не давать мозгу человека перетруждаться.
Если Вас заинтересовала тема развития памяти, предлагаю познакомиться с ней подробнее.
Электронная книга «Краткий курс по развитию памяти»