Прежде чем ответить на вопрос, какие же они, профессии будущего, ответим на вопрос, какие образовательные задачи будущего, раз уж я сама работаю в этой сфере?
Это создание образовательных траекторий, сопровождение ученика по образовательной траектории, разработка онлайн-курсов, разработка и сопровождение образовательных онлайн-платформ, организация проектной работы, разработка игропрактических инструментов и методик, проведение игровых образовательных мероприятий, разработка виртуальных миров для обучения, развитие метакомпетенций (командная работа, системное мышление, бережливое производство и др.), развитие когнитивных способностей (память, скорость чтения, концентрация и др.), обучение продуктивным состояниям сознания.
То есть, если коротко, надо понимать то, что в наше время мы целиком и полностью переходим на онлайн-образование, развиваем при этом свои способности и даже сверхспособности, но при всем при этом не нудно учимся по старинке, а играем!
Что сегодня меняется в сфере образования?
Начинают использоваться инструменты обучения с применением ИТ (онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры), становится важным умение работать с информацией и вхождение в продуктивные состояния сознания, все чаще будет применяться индивидуализация, когда можно выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме или наоборот, онлайн-курсы, игровые формы обучения. Кроме того, образование становится непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении всей жизни, а расстояние уже не играет принципиальной роли, именно поэтому в тренде будут дистанционные курсы и «электронные наставники». Но самое главное, на мой взгляд, это то, что образование становится все более предметным и практико-ориентированным, акцент смещается с теории на реальные проекты учащихся, в том числе на их стартапы, да и само понятие «профессии» устаревает – на смену ему приходит гибкий набор навыков и компетенций, необходимый для решения определенных задач.
И что же мы имеем? Есть ли список конкретных профессий будущего в сфере образования?
Да. Этот список есть. Профессии в сфере образования по данным инновационного центра Сколково и «Атласа профессий» следующие:
- КООРДИНАТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ (сопровождает подготовку онлайн-курсов, организует и продвигает обучение, модерирует общение преподавателей и студентов)
- МЕНТОР СТАРТАПОВ (профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности)
- МОДЕРАТОР (специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы)
- ИГРОМАСТЕР (специалист по разработке и организации обучающих игр)
- ТЬЮТОР (педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся)
- ОРГАНИЗАТОР ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ (специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов)
- ЭКОПРОПОВЕДНИК (специалист, который разрабатывает и проводит образовательные и просветительские программы для детей и взрослых)
- ТРЕНЕР ПО МАЙНД-ФИТНЕСУ (специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков)
- РАЗРАБОТЧИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ (профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов по имеющимся курсам, тренажерам, симуляторам, стажировкам)
- ИГРОПЕДАГОГ (специалист, который создает образовательные программы
на основе игровых методик, выступает игровым персонажем) - РАЗРАБОТЧИК ИНСТРУМЕНТОВ ОБУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯМ СОЗНАНИЯ (создает программы и оборудование для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания)
Делайте выводы, дорогие друзья! И пока не поздно, переквалифицируйтесь или хотя бы пройдите курсы повышения квалификации.