Страницы
Ноябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Янв »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Как читать художественную литературу

426575363_640

При чтении художественной литературы важно понять, что главное здесь не скорость чтения, а углубление эстетического воздействия за счет развития зрительных и образных процессов мышления в процессе чтения. Если Вы уже немного владеете навыками скорочтения, то у Вас может возникнуть ощущение, что Вы не читаете, а смотрите интересный фильм со всеми персонажами, событиями, пейзажами, которые описаны в книге.

Специалистами (Андреев О.А, Хромов Л.Н.) разработаны три уровня погружения в художественный текст:

Первая ступень погружения – событийная или «фабульная».
Писатель прибегает к сюжету, чтобы показать, чем занимается герой, что он делает, как он действует. Задача читателя – понять сюжет и фабулу, за всем этим уследить, ничего не упустить.

Исследователи подметили, что на этой ступени восприятия при пересказе многие пользуются в основном глаголами, обозначающими действие.

Вторая ступень погружения – «смысловая». На этой ступени проявляется умение читателя отождествлять себя с персонажами, сравнивать свою судьбу с их судьбами. Требуется разобраться в сложной структуре отношений между героями, в мотивах их симпатий и антипатий, поступков и поведения. А между тем и в художественном конфликте произведения.
Читателя сейчас волнует уже не только судьба героев, но и их переживания. Он острее чувствует и собственные переживания по поводу поступков действующих лиц. Запоминается все: пейзаж, обстановка, внешний вид персонажей.

Рассказывая о книге, читатель передает не только действия, но и переживания героев.

Третья ступень погружения – «образно-смысловая». На этой ступени происходит отождествление читателя с автором-художником.
По выражению Л. Н. Толстого, читатель берет в руки книгу для того, чтобы посмотреть, каков же человек автор и что у него, автора, за душой.
Художественное произведение всегда отражает уровень личного эстетического познания писателя. Писатель, создавая произведение, в той или иной мере выражает свое видение мира. Это один уровень. Его можно охарактеризовать как «малый» мир. Другой уровень – это отношение писателя к окружающей среде, времени, современникам условно можно назвать «средним» миром. Но великий писатель никогда не останавливается на этих уровнях. Оба они для него – путь, ведущий к познанию мира большого, макрокосма – вселенной, человечества.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *